#LV99плюс От всей Видземе у «крестьян» — один депутат

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

Эта публикация появилась в рамках проекта #LV99плюс, посвященного столетию Латвии. На протяжении года он позволит со сдвигом в 100 лет следовать за событиями, приведшими к независимости. Автор — один из виртуальных (но не фейковых!) персонажей, «появившихся» на свет для участия в проекте #LV99плюс — реконструкции современными средствами событий, разворачивавшихся 100 лет назад в Латвии и в регионе.

ПЕРСОНАЖ

Андрей Калниньш, 17 лет (родился 20 июня 1900 года).

Сын владельца садоводства в Цесисе. Идеализирует латышских стрелков и мечтает к ним присоединиться. Родители категорически против — в особенности мать (один ее сын, Мартиньш, погиб в Рождественских боях). Отец Андрея состоит в Латышском крестьянском союзе. В рамках проекта #LV99плюс Андрей ведет дневник и делает записи в Facebook.

Семьсот восемьдесят три. Такие крохи получил* на выборах в Цесисе Крестьянский союз. Эта новость — чрезвычайное разочарование и для меня, и для отца. Мне виделось, что своей агитационной деятельностью я сделал огромное дело во имя будущего Латвии, и каждого встреченного человека убедил в своей правоте. Каждый хороший знакомый сказал, что голосовал за «крестьян». Но в результате — ничтожные 509 голосов. От целой Видземе национальные интересы Латвии будет представлять всего один депутат — Янис Голдманис. Остальные — большевики.

В школе допросил своих товарищей — за кого голосовали их семьи. Фрейманис убедительно заявил: оба родителя поддержали Латвийский крестьянский союз. Он за это ручается, потому что папаша его дома только и делает, что ругает большевиков. Пчёл был менее убедителен. Он сказал: конечно, голосовали за «крестьян», а куда деваться? Но из его семьи только отец пошел на выборы. Мать сказала, мол, не хочет вмешиваться в политику, а отец особо и не настаивал, что надо идти на участок.

Смысла спрашивать Янку-маленького не было. Его родители голосовали за меньшевиков, у которых дела оказались еще хуже, чем у «крестьян». Пошел к Тощему. Тот был уклончив. Но я не отступался: тряс, тряс, пока он не признался — мол, знаешь, если бы мог сам выбирать, ни минуты не думая, проголосовал бы за «крестьян». Но у его семьи другие взгляды. Им вообще понравилось, что большевики поставили его друга Менгелиса в продуктовую управу. Я опешил — как же так, Менгелиса же арестовали? Недавно об этом вся школа говорила. Но нет — оказалось, арест был только блефом перед выборами. Менгелис опять в управе, ему теперь доверили руководить расследованием по им же организованным реквизициям. «Ну умора же?» — спросил Тощий. Раздраженный, я резко выпалил: «Нет!». Оказалось, вся семья Тощего — отец, мать, бабка, старшая сестра — все отдали голоса за большевиков. Заклеймил его предателем и больше сегодня ни словом с ним не перекинулся.

Дома отец рассказал, что Крестьянский союз организует расследование по делу о выборах. Очевидно же, что честными они не были. Подсчитают все участки, соберут протоколы и свидетельства. Уже сейчас известно, что во многих местах не разрешили тайное голосование.

ПРОЕКТ

#LV99плюс включает в себя и попытку реконструкции исторической реальности в сети Facebook.

Мать рассердилась на отца из-за подобного намерения. Она же с самого начала говорила, что эти выборы — сплошной театр. Единственное, чего она не может взять в толк — как отец может быть столь наивным. Еще рассчитывать, что какое-то расследование удастся провести... Курам на смех. Матери жаль только, что, скорее всего, этот мирный договор заключат. Лучше бы германцы все Видземе заняли. Хоть порядок был бы. Это заявление стало для отца последней каплей. Ничего не сказав, он поднялся, надел пальто и вышел. Он всегда так делает, когда очень сердит на маму.

(* 1917 год, 10 декабря. Запись в дневнике.)

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное