#LV99плюс Немецкие оккупанты оказались вежливыми и хорошо воспитанными

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

Эта публикация появилась в рамках проекта #LV99плюс, посвященного столетию Латвии. На протяжении года он позволит со сдвигом в 100 лет следовать за событиями, приведшими к независимости. Автор — один из виртуальных (но не фейковых!) персонажей, «появившихся» на свет для участия в проекте #LV99плюс — реконструкции современными средствами событий, разворачивавшихся 100 лет назад в Латвии и в регионе.

ПЕРСОНАЖ

Николай Балашов, 45 лет (родился 12 июня 1872 года).

Интеллектуал, член партии кадетов. До войны был преподавателем русского языка и истории в Academia Petrina (Митавской мужской гимназии). В 1915 году гимназию эвакуировали в Таганрог. Николай, однако, остался в городе — из-за жены, балтийской немки Эмилии, которая уезжать не хотела. Николай — один из немногих русских, оставшихся в Елгаве (Митаве) и после ее занятия немецкими частями. В рамках проекта  #LV99плюс Николай время от времени делает заметки в дневнике и записи в Facebook.

По возвращению* домой больше всего я оценил последнюю сохраненную нами примету того, что мы все-таки принадлежим к истинно цивилизованному миру — тепло от очага.

Что же до работы — она вовсе не показалась бы такой уж тяжелой, будь мы все на пару лет моложе и лучше накормлены. Порой казалось даже, что

больше нашего делают два приставленных присматривать за нами немецких солдатика. Вежливые и хорошо воспитанные мальчишки, которые явственно стыдились,

что стали поработителями таких уважаемых господ.

Смущение — вот то единственное, что остается вежливому человеку в перевернутом вверх тормашками мире.

Хуже всего были, разумеется, климат и ночлег. Селили нас в брошенных беженцами домах, в которых ни окон, ни дверей не осталось. Чтобы согреться, жгли, все что только могли отыскать — старый стол, тряпки какие-то, когда-то праздничную одежду, ларь и прочее движимое имущество, которое владельцы оставили, а воры не додумались утащить. Теперь я понимаю, что по нынешним временам даже окна — сущая роскошь, и с окнами мы с Эмилией живем, как истинные аристократы.

Впрочем, окна и двери — отнюдь не единственные предметы, нынче сокращающиеся в числе.

Ломовые лошади оказались без хвостов и без грив. Увидев такой паноптикум, наша группа принялась неудержимо смеяться.

Возницы же нас сердито оборвали, заявив, что был приказ: всем лошадям до конца месяца надлежит быть остриженными. Кто не исполнит — тому крупный штраф.

ПРОЕКТ

#LV99плюс включает в себя и попытку реконструкции исторической реальности в сети Facebook.

Оба немца-солдатика поняли, о чем мы, и принялись неловко оправдываться. Война ведь, такие уж времена… Как я уже написал: вежливые и обходительные мальчики.

(* 1917 год, 17 ноября)

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное

Еще