#LV99плюс Еврейка рассказывает староверскую святочную историю

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

Эта публикация появилась в рамках проекта #LV99плюс, посвященного столетию Латвии. На протяжении года он позволит со сдвигом в 100 лет следовать за событиями, приведшими к независимости. Автор — один из виртуальных (но не фейковых!) персонажей, «появившихся» на свет для участия в проекте #LV99плюс реконструкции современными средствами событий, разворачивавшихся 100 лет назад в Латвии и в регионе.

ПЕРСОНАЖ

Сара Минц, 33 года (родилась 18 ноября 1884 года), вдова резекненского лавочника. Овдовев совсем недавно, растит трех детей и они — главная ее забота и тревога, хотя волнуется она и за двух своих младших братьев, воюющих в царской армии. Сестра Сары живет в Даугавпилсе. Сара пишет письма и ведет дневник. В рамках проекта #LV99плюс у нее также есть профиль в Facebook и она иногда участвует в Facebook-группе «Попасть в историю с Rus.Lsm.lv».

Ой, Фирочка, вчера* в канун Рождества ихнего приехал... Ну, вы раньше его видели, наверное — он мне давно бульбе и другие овощи возит, яблоки мочёные еще Хайму моему покойному возил... Не видели? Ну, старовер в возрасте. Дорого он просит всегда, и торгуется, будто сам из Вильны какой. Правда, не кричит никогда, а уважительно так, солидно. Но так дорого просит и хоть бы на копейку уступил... Правда, ни разу ни на копейку и не обманул.

И яблочки у них, у староверов, всегда высший сорт, а у него, я только вам это скажу, вообще экстра-шмекстра... Народ на закуску покупал всегда.

Ну я ж таки вам рассказать собиралась совсем не про яблоки! Яблок этих он раньше много привозил, хозяйство у него большое было, богатое. Только сыновей на войну забрали, работать стало некому. Вот он яблоки...

Что ж я опять, дура такая, снова про эти яблоки!

Вчера вечером стучат в дверь ко мне, а я уже детей уложила, сама спать собиралась.

Ну, беру кочергу на такой-то пожарный случай, одеваюсь, свечку зажигаю, иду к двери. Кто там, спрашиваю, а там только метель воет и будто говорят что-то, только разобрать не могу. Открыла. А там он стоит, в снегу весь, борода в снегу, одежда...

Здравствуйте, говорит, Сара Иосифовна. Да, он всегда так уважительно, на свой русский лад,

а что вы думаете, он не гопник какой-нибудь, а приличный человек. Так я что вам прямо и говорю — из староверов. И что, что крещёный?! Что, если человек не родился евреем, так ему теперь ни разу и покреститься нельзя?

Так стоит он весь в снегу, значит, а сам мне говорит: «Здравствуйте, Сара Иосифовна, знаю я, что свинину вы не кушаете». Ну, думаю, совсем больной в голове стал — аж в Режице 20 верст ночью ехать, чтоб еврейке сообщить, что она свинину не ест! Страшно опять стало. А он продолжает, и еще на «ты» перешел.

Я, говорит, курицу зарезал, Сара. Последнюю, говорит. Тебе привез, говорит. Побалуй, говорит, детей. Я ж, говорит, вижу, как вы живете.

Сейчас! Видит кто, как мы живем! Это я вижу, как мы живем, глаза б мои не смотрели, как мы живем! Так богато живем, что хоть лавку закрывай, в санаторию поезжай, в этот, как его, Огер, лечебную воду пить с немками-шмемками. Хайм мой умер, война, революции эти... Не умею я торговать, Фирочка. Совсем не умею… А дети мяса и на Хануку не ели. По кусочку сахара вот дала им. И свечки были…

Cтаровер-то? А…

Куль мне сует какой-то. А оттуда ноги куриные торчат...

И я стою и не знаю, что мне делать.

Вот вы бы на моем месте знали бы, что вам делать? Когда вам некошерно зарезанную курицу суют?!

Взяла-таки, да. Держу в руке, «спасибо» сказала. А он тут же прощаться начал, и опять на «вы». Будьте, говорит, здоровы, и дети ваши, Сара Иосифовна, чтоб здоровы были. Я ему опять «спасибо», а он вдруг —

«У меня сына на войне убило, Прокопия, младшего самого. В ноябре еще убило, а письмо казенное только утром сегодня пришло».

И вижу я — слезы у него в глазах. И текут прямо в бороду, а как вы думаете, куда ж им еще течь! Тут я сама как зареву, в одной руке курица эта тяжеленная, в другой кочерга… Я пока плакала, он и ушел...

ПРОЕКТ

#LV99плюс включает в себя и попытку реконструкции исторической реальности в сети Facebook.

Курицу эту я в сарай дровяной припасла, подумала — что ей на таком холоде сделается, а завтра у ребе спрошу, что делать.

А утром прихожу — одни перья. Лиса залезла или, может, кот...

Что значит — как зовут? Фирочка, вы же таки вот прямо здесь на этом самом месте мне только что сказали, что знаете его? Как — не знаете?! Авраамий он, Авраамий...

(* 1918 год, 7 января. Дословная запись рассказа Сары пожилой соседке Фире.)

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное