Отражения в цветах. Выставка в Риге

Цикламен, растущий в открытом грунте, Инесе Маргевича впервые увидела во Франции и отметила: это непростой цветок, прямо как человек, умный и выносливый. И смоделировала для людей и растений особый сад, деликатно породнив тех и этих с помощью формы и цвета.

ПЕРСОНА

Инесе Маргевича (1960) в 1990-м окончила отделение декоративно-прикладного искусства Латвийской академии художеств, в 2001-м там же получила степень магистра искусств, а степень магистра педагогики в сфере художественного образования — в Латвийском университете в 2004 году. Какое-то время занималась реализацией персональных проектов в мастерских Рижского фарфоро-фаянсового завода: тогда это было единственное в Латвии место, где она могла технически реализовать свои идеи.
В выставках участвует с 1990 года, член Союза художников Латвии с 1992 года, работы художницы хранятся в музеях и частных коллекциях Европы и США.

К «Тайной жизни цикламенов» можно приобщиться в рижском Музее фарфора, где автор выставила произведения, созданные за последние четыре года, два из которых пришлись на войну. А теперь читайте названия работ 2024 года: «Забвение», «Тишина», «Спящая», «Сила цветения»… фарфор, глазурь, надглазурная роспись… Просто «сад — это оазис, где мир и покой. Теперь, когда каждый день что-то происходит, это место, где хочется укрыться»: так говорила художница еще в 2016 году.

Инесе отошла от черно-белой эстетики, графичности, воздушности, благодаря которым мы до сих пор помним ее прежнюю выставку в музее — «Велосипедистка и сад»: там были мастерски переданное движение, счастье жить на скорости, развиваться, двигаться вперед, лететь мимо бабочек. Из того ее сада выбраться было просто, хоть и не хотелось, там все пути были прозрачны и все давалось легко.

Сегодня художница предложила нам мир, в котором стоит задержаться и отдохнуть. Завлекла в рай, который не то что не хочется покидать — из которого трудно выбираться. Для того, чтобы мы в нем остались, художница сделала цветы сочными и тяжелыми, ее цикламены сплетаются в заросли и впитывают в себя человека.

Там влажно — все для того, чтобы растениям было хорошо и, как следствие — забредшему к ним гостю. Гость не будет рвать эти цветы — рука не поднимется, да сад и не принял бы такого, не показал себя.

В райском саду человек обретает ангельский облик, и посетителю в росписи одного блюда видится отсылка к автопортрету прекрасной Зинаиды Серебряковой, взгляд Венеры Боттичелли он ловит, проходя мимо другого, мягкие черты Моники Белуччи угадывает на поверхности третьего. Человек в этом саду — женщина, которая сама становится цветком.

Такой рай не опасен — в нем не утонешь. И замечательно, что мы попали в него именно сегодня, когда тревога съедает каждого и этот мир снова спасает красота. Художница нашла в себе силы оставаться над схваткой, ведь «постигшие бессмысленность печалей растят цветы и не считают дни....»

— Выставку «Тайная жизнь цикламенов» (Ciklamenas slepenā dzīve) ищите в рижском Музее фарфора на ул. Калею, 9/11, до 9 июня.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное