Зарплата помощников евродепутатов: политики неохотно раскрывают информацию

Помимо ежемесячной зарплаты в размере 10 000 евро и различных надбавок, членам Европейского парламента (ЕП) также ежемесячно предоставляется значительное финансирование для найма помощников. В этом году максимально доступная сумма для одного депутата составляет почти 29 тысяч евро в месяц. Эту сумму можно потратить на зарплаты помощников как в Брюсселе, так и в Латвии, а также на контракты с поставщиками услуг. Опыт латвийских депутатов Европарламента разный – есть те, кто долго работает с небольшой командой, и те, кто часто меняет помощников или нанимает однопартийцев. Программа Латвийского телевидения De facto также убедилась, что не все политики охотно раскрывают подробности использования этого бюджета.

Из восьми депутатов Европарламента, представлявших Латвию в этом созыве, двое не баллотируются на новый срок — Андрис Америкс («Честь служить Риге», ЧСР) и Татьяна Жданок (Русский союз Латвии, РСЛ).

У Америкса было по три помощника в Брюсселе и Латвии. Марек Гайлитис, его бывший советник на посту вице-мэра Риги, является самым известным из зарегистрированных помощников Америкса — так официально называют сотрудников Европарламента, чье основное место работы находится в Брюсселе или Страсбурге. Самая известная из местных помощниц — Ксения Загоровска — бывший главный редактор газеты «Час» до сих пор является членом правления Латвийского союза журналистов, а также является одной из обвиняемых по делу о якобы фиктивных сотрудниках Рижского управления по развитию туризма.

За 500 евро в месяц Америкс получал почти весь срок созыва преимущественно устные консультации «по текущим законодательным изменениям в сфере транспорта и туризма» от SIA Anima Harmonia. Членом правления является Эрвин Страупе — бывший руководитель Rīgas Namu Pārvaldnieks, давний член партии ЧСР, а в настоящее время ее генеральный секретарь. Он подтверждает, что является единственным сотрудником компании, принадлежащей его жене, которая также предоставляет консультации Америксу: «Оказывается конкретная услуга, и господин Америкс не единственный, кто пользуется этими консалтинговыми услугами моей компании. Я не крупный поставщик услуг, это факт, поэтому я там тоже один, но к партии это не имеет никакого отношения».

У Жданок в Брюсселе два помощника, а в Латвии — целых 12. Большинство из них — активисты РСЛ,

которые также принимают участие в различных акциях Жданок, например, переодеваясь в шпионов, пытаясь таким образом подшутить над обнародованной электронной перепиской депутата Европарламента с представителями спецслужб РФ.

Ранее Жданок отказалась объяснить СМИ, по какому принципу она выбирала своих помощников и каковы их обязанности. Одна из таких помощниц, депутат Рижской думы Инна Дьери, которая в прошлом году получала за эту должность около 1300 евро в месяц, тоже не хочет говорить на эту тему. Дьери, которая является лидером избирательного списка на грядущих выборах Европарламента, отказалась от интервью De facto, заявив, что избиратели партии Жданок хорошо знают, чем занимается команда депутата, поэтому нет необходимости это объяснять в прессе.

На втором месте по числу местных помощников находится представительница «Нового единства» (НЕ) Инесе Вайдере.

В настоящее время их шесть, и меняются они достаточно часто. Помощниками Вайдере были, например, действующие депутаты Сейма Эдмунд Юревиц и Давис Мартиньш Даугавиетис, а также другие представители молодежной организации «Единства».

«Мне нравится разноплановая работа, мне нравятся очень практические результаты работы, поэтому, возможно, у меня больше помощников. Скажем так, лояльность в течение многих лет, может быть, для меня не столь важна, как сделать максимум в конкретный момент. И поэтому люди работают, и работают с интересом. И мы действительно многого достигаем», — говорит Вайдере в интервью De facto.

У Сандры Калниете, сопартийки Вайдере, в настоящее время есть два местных помощника, которые работали весь созыв: Янис Каралис, который в основном занимается организацией групповых поездок гостей Европейского парламента в Брюссель, и специалист по связям с общественностью Элина Бивиня. Также она работает на полную ставку советником мэра Риги Вилниса Кирсиса, а с осени — на неполную ставку в бюро министра внутренних дел Рихарда Козловскиса.

Бивиня отказалась объяснить в интервью, как можно совмещать эти должности у политиков «Нового единства». Она, правда, коротко сказала De facto, что работает семь дней в неделю.

У другого, уже бывшего евродепутата от «Нового единства» Даце Мелбарде пару лет работал местным помощником с 80-процентной нагрузкой Мартиньш Дрегерис, который также был советником тогдашнего министра иностранных дел Эдгара Ринкевича. Дрегерис сказал De facto, что нагрузка в МИДе была снижена до 35 часов в неделю, а разрешение на совмещение двух должностей он получил после длительного согласования с руководством НЕ. Когда Ринкевич стал президентом, Дрегерис поехал с ним в Рижский дворец в качестве советника и уже не мог совмещать свои новые обязанности с работой помощника Мелбарде.

Мелбарде пригласила Дрегериса в качестве помощника, когда она еще представляла Национальное объединение. Ее бывший однопартиец Роберт Зиле является вице-президентом Европейского парламента. У него есть по три помощника в Брюсселе и Латвии. Среди местных помощников Зиле дольше всего сотрудничал с Гатисом Декснисом, который одновременно был его советником в бытность Зиле министром сообщения и в настоящее время является деловым партнером Зиле. Помощница Илзе Маениеце, которая создает контент для социальных сетей Зиле, представляет крыло «Всё для Латвии» в Национальном объединении и ранее была консультантом фракции Сейма. Также Зиле еще в начале созыва пять лет назад нанял в качестве помощницы жену лидера партии Райвиса Дзинтарса, журналиста и фитнес-тренера Марту Дзинтаре.

«Она английский филолог с прекрасными языковыми навыками, пониманием языка, была журналисткой», — хвалит Зиле свою помощницу Дзинтаре. — Да, она жена Райвиса Дзинтарса, но во-вторых, она лояльный к партии человек, что важно для политической деятельности.

Надо понимать, что ваши помощники или ваши советники придерживаются одних и тех же идеологических взглядов,

потому что в противном случае вас можно не зная всего, ради чего вы работаете, вовлечь в ситуацию, когда вы начнете в своих действиях защищать какую-то другую идеологию. Потому что ясно, что я представляю европейскую семью консерваторов и реформистов, и мне приходится полагаться на людей, которых я знаю, которые являются профессионалами в своих областях и которые помогают мне выполнять работу политика».

Зиле имеет 20-летний опыт работы в Европарламенте, а представитель «Для развития Латвии» (ДРЛ) Ивар Иябс пять лет назад был одним из новичков. В Брюсселе одним из двух его помощников является Петерис Винкелис, который ранее в течение двух созывов помогал Сандре Калниете. С другой стороны, в Риге Иябсу помогают основатель партии Эдгар Яунупс, баскетбольный чиновник и участник многих скандалов, а также его сестра Даце Барга. Сравнительно недавно местным помощником стал и руководитель молодежного отделения «Для развития Латвии» Кристиан Василевскис.

Барга утверждает, что в офисе действительно работают все местные помощники — в том числе и социально активный Яунупс, потому что если бы это было не так, в Европарламенте бы об этом рано или поздно узнали.

«Да, у нас в прошлом или позапрошлом году была проверка, в том числе проверяли как мы с Эдгаром Яунупсом здесь работаем. Нам пришлось предъявить доказательства нашей работы. (..) Это был запрос по электронной почте, и нам дали определенный срок полгода назад с момента запроса, чтобы мы предоставили различные подтверждения нашей работы. Электронные письма, переписки, какие-то поставки, мероприятия были в то время, организовывались группы, мы все это показывали», — говорит помощница Иябса.

Депутат от партии «Согласие» Нил Ушаков имеет двух помощников в Брюсселе и трех в Риге.

Среди его местных помощников есть место и родственникам членов партии — Марина Усова-Каменецка является дочью и сестрой рижских советников Михаила и Андрея Каменецкисов соответственно.

Осенью 2022 года в качестве поставщика услуг на несколько месяцев был нанят старый друг Ушакова, журналист Дмитрий Личковскис, который ранее также фигурировал в скандальном списке консультантов Rīgas satiksme. Ушаков не раскрывает, за что ему платили и сколько он получил за свою работу: «Я позволю оставить то, как мы организуем свою работу, для нашего внутреннего пользования. (..)

Организация работы, как это происходит, при всем уважении, оставлю как коммерческую тайну.

(..) Мне кажется, что у меня фантастическая команда, в которую входят люди, которых я знаю уже десять лет. И те результаты, которых, как мне кажется, мне удалось достичь, конечно, в ограниченной степени, но хоть каких-то, работая в Европарламенте, во многом являются их прямым успехом. Как мы добились этого успеха, как организовать работу в деталях — оставим это при себе».

Ушаков утверждает, что прозрачность в Европарламенте сейчас находится на достаточно высоком уровне, и все могут видеть людей и компании, которым платит депутат.

Правда, прошлых помощников депутатов или поставщиков услуг нельзя увидеть на сайте Европарламента — De facto убедился, что такую ​​информацию можно найти только в архивах, созданных по частной инициативе.

В новом созыве Европарламента количество местных помощников депутата будет ограничено. В будущем их будет не более 10. Как уже говорилось, только Жданок, для которой это последний срок, пока превысила этот порог.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное